Нравственная культура в Таэквон-До
Генерал Чой Хонг Хи
Таэквон-До (Корейское искусство самообороны)
Широта восприятия и различное толкование нравственной культуры очень часто трудны для понимания западным умом ввиду того, что это – аспект Восточной Философии, которой пронизана жизнь человека, живущего на востоке. Одним словом, это попытка и процесс становления образцовой личности, подобно Конфуцию.
Чтобы стать такой личностью, каждый должен, прежде всего, найти себя и приобрести такие нравственные качества. которые бы уважались всеми. Этого можно достичь только путем постоянной духовной практики.
Конфуций говорил: “Чтобы развить чувство нравственности, каждый должен обращаться к другому с честностью и искренностью, основанными на справедливости и полностью подавлять злые мысли”.
Все хотят жить в свободном и мирном обществе, частью которого мы являемся. В то же время, строить такое общество – наша обязанность.
Лао Цзы говорил:”Лучший правитель – тот, о котором народ знает лишь то, что он существует. Несколько хуже те правители, которые требуют от народа их любить и возвышать. Еще хуже те правители, которых народ боится, и хуже всех те правители, которых народ презирает. Поэтому тот, кто не заслуживает доверия, не пользуется доверием у людей. Кто вдумчив и сдержан в словах, успешно совершает дела и народ говорит, что он следует естественности.”
В Таэквон-До основной аспект делается на нравственной культуре. Как древние греки развивали “в здоровом теле здоровый дух”, так и занимающиеся Таэквон-До основное внимание должны уделять дисциплине.
Основные принципы нравственной культуры:
- Возвратиться к изначальной природе – Мен Цзы высказал мысль, что человек изначально хорош.
Даже безжалостный грабитель, проходя мимо невинного ребенка, который вот-вот упадет в колодец, постарается спасти, забывая о своём намерении ограбить дом. Эти добрые чувства угасают от жадности к деньгам или власти. - Быть добродетельным – трудно определить, что такое добродетель. Однако, существует пять человеческих качеств, которые с давних времен определяются как добродетель: гуманность, справедливость, приличие, мудрость и доверие. Чтобы быть добродетельным, человек должен постоянно использовать и развивать эти чувства.
Конфуций говорил: “Добродетель – это как Полярная звезда. Все звезды вращаются вокруг неё в определенном порядке.” Отсюда следует, что люди будут окружать добродетельного человека и это будет способствовать улучшению общества.
Гуманность
Способность ощущать печаль по причине несчастья ближних и любить их так, как родители любят своих детей.
Конфуций определил гуманность следующим образом:
- Любить людей, особенно собственных родителей;
- Не заставлять других делать то, что сам бы не делал;
- Вести себя естественно, соблюдая правила приличия и развивая чувство нравственности;
- Иметь непреклонное желание сделать то, что считаешь правильным, несмотря на то, какими бы ничтожными не показались результаты по сравнению с затраченными усилиями;
- Ценить честь других выше собственной;
- Ставить свободу других выше собственной.
Он говорил, что для того, чтобы осуществить гуманность, каждый должен:
- Практиковать ежедневно предельную скромность, внимание, осторожность;
- Посвящать себя работе в большом и малом;
- Проявлять искренность и сердечность ко всем и всегда.
Справедливость
Способность чувствовать стыд за некрасивые поступки и выполнять свой долг перед другими.
Мен Цзы говорил: “Для отдельного человека жизнь и смерть – важнее всего в жизни. Однако для некоторых людей жить и умереть за справедливость гораздо важнее, чем собственная жизнь и смерть”.
Справедливость хорошо определена в поступке одного генерала, описанном в книге “военное руководство” около 2400 лет назад.
Генерал делил все трудности войны вместе со своими солдатами и однажды, когда они находились на берегу реки, адъютант принес генералу графин с вином. Генерал взял графин и медленно вылил его содержимое в реку на глазах у озадаченных солдат, а затем предложил им отведать вина вместе с ним, выпив по глотку речной воды.
Мен Цзы определял справедливость как фундаментальную сущность человеческого бытия.
Приличие
В отличие от животных, борющихся за пищу, учтивый человек скорее предложит другому кусочек хлеба, даже если будет умирать от голода, поскольку обладает уважением и хорошими манерами.
Конфуций говорил:”Приличие должно практиковаться для развития собственной индивидуальности; а тот, кому не хватает искренности в словах, не может считаться воспитанным человеком.”
Он также говорил:”Почитание без знания приличий переходит в назойливость. Осторожность без знания приличий переходит в бунтарство. Прямота без знания приличий переходит в грубость.”
Приличие – это термин, который определяет нормы поведения между людьми с различным социальным статусом.
Мудрость
Способность рассудить, что правильно, а что ошибочно; и нет необходимости рассматривать эту тему вообще.
Мудрый человек однажды сказал своему сыну: “Нет такого маленького дела, в котором бы ты не смог ошибиться; но, с другой стороны, ты должен делать дело правильно, каким бы малым оно ни казалось.”
Доверие
Способность держать данные слова и обещания, не только перед своими друзьями, но и перед всеми. Без доверия личность теряет все принципы и достоинства и становится лгуном и обманщиком.